Статья о выставке картин художников участников студии станковой живописи и графики А.Петровичева,
проходившей в галерее "Вернисаж" (Тула, Красноармейский проспект, 21) с 6 по 20 марта 2007 года.

Студия станковой живописи, в разных местах и в разных ипостасях, существует в Туле с 1989 года, и все без малого двадцать лет, благодаря усилиям и водительству художника и педагога А.Петровичева.

Студия все эти годы явилась своего рода мельницей, куда каждый дерзнувший постигнуть тайны ремесла живописца приносил зёрна своего таланта, а те, попадая в жернова учительства, превращались в некую магическую субстанцию, из коей вчерашние неофиты получали радость сотворения миров. И миры те, в свою очередь, преображали собственных творцов, делая их сильнее, добрее и мудрее. А кого-то, возможно, укрывали и спасали на своих лугах от отчаянья века и мира сего, отводили от рокового шага...

Путь, пройденный учителем и учениками нельзя назвать лёгким и радужным, но тем ни менее, студия живёт, творит, строит планы на будущее, и в ближайшее время, вероятно, получит статус регионального творческого объединения художников Тульской, Курской и Орловской областей.

На выставке в тульской галерее "Вернисаж" были представлены полотна самого мастера, работы уже достаточно известных, состоявшихся участников студии, а также картины начинающих, делающих первые шаги в живописи, художников.

Лично я для себя выделил работы следующих живописцев.
Прежде всего это, конечно же, "Птицы и конопля" и "Рассвет" самого Александра Петровичева. В этих знаковых, можно сказать программных работах мастера, уже мало что осталось от его ранних лирико-романтических пейзажей. Фонтанирующая эмоциональность и экспрессионистская экзальтированность уступили место философской созерцательности. Живописный ряд стал более сдержанным и утончённым, сюжетам свойственна неспешная, можно сказать эпическая глубина. Природа у А.Петровичева носит печать личного чувственного её переживания художником. Он творит глубоко обобщая видимое, перерабатывая его по своему, но без уклонения от художественной правды.

Завораживают и притягивают к себе своей трогательной, почти детской чистотой, лирико-ностальгические работы Юрия Берёзина. Городские пейзажи, своеобразно отражённые на холсте, иногда настолько далеки от действительной природы, взятой художником лишь как отправной пункт, что требует особого восприятия, особого умения видеть и ощущать окружающее. В картинах Ю.Берёзина есть, что-то от галлюцинаций, от сновидений, от утраченного Рая.
Поражает достаточно резкое, на первый взгляд, несоответствие мирского пути и внутренней, творческой вселенной художника. Бывший разведчик, опалённый афганской войной, мастер восточных единоборств, вдруг обнаруживает такую нежную и ранимую душу, чем-то похожую на хрупкую девочку под зонтом из его картины "Под дождём". А может быть это она и есть?..

Елена Свиридова, несмотря на свою необычайную тактичность, отзывчивость и мягкость, человек достаточно настойчивый и целеустремлённый, как мне представляется, твёрдо придерживающийся своих принципов. Её работы, лишённые претензий на необычность и смелость, свойственные экспериментам авангардистской школы, наделены многими живописными достоинствами, отличаются достаточной зрелостью композиционного и колористического решения. Они открывают зрителю исполненный своеобразного лиризма внутренний мир автора.

Не претендуя на слишком глубокий анализ живописи Павла Ганжи, отмечу такие её особенности, как поиски в области формы, самоценную цветопластику, содержательную насыщенность колорита. Обращают на себя внимание попытки развить идейно-творческие искания непосредственных предшественников в несколько иной системе выразительности, включающей определённый круг пластических аллюзий, скрытых цитат из искусства прошлого и мастеров XX века. Прослеживается достаточно сильное влияние А.Петровичева, что в общем-то, не удивительно.
Многие вещи П.Ганжи можно воспринимать и как сугубо декоративные. Он не был бы художником, если бы прошёл мимо декоративной привлекательности мира. Нарочито активизируя потребность в красоте и гармонии, он даёт почувствовать зрителю их дефицит в реальной жизни.

В творчестве орловских художников Владимира Рожнова и Николая Шевцова преобладает среднерусский сельский пейзаж. Работы их отличаются удивительной артистической свободой письма, сочетающейся с точностью рисунка, оригинально продуманной композицией, живописью и гармоничностью колорита.
Задушевность, ощущение поэтической силы жизни - очень важная и непреходящая черта духовного содержания образного мира, создаваемого этими живописцами.

Обретение себя в национальной традиции - нелёгкий путь для нынешнего художника. Этот путь требует мужества и самосозидания. И в этом плане представляет интерес графическое творчество Николая Мотина, в частности его работа "Вода забвения" из серии "Колодцы". Она не прельщает техническими или интеллектуальными изысками, но обнаруживает неизбывное желание высказать художественно претворённую истину вещей.

Несколько особняком от в основном пейзажной живописи подавляющего большинства участников студии, стоит творчество Димы Гуры. Оно предметно и жанрово разнопланово. Д.Гура - рок-музыкант и, следовательно, ему не чуждо экспериментаторство, присущее традициям модернизма. Он смело использует в своей живописи элементы кубизма, экспрессионизма, абстракционизма и примитивного искусства, которые проявляются в работах "In vino veritas", "Год тигра", "Рисующая девочка" и многих других.
Стоит особое внимание уделить натюрмортам Д.Гуры. Как известно, натюрморт - жанр трудный, ведь в нём не только изображаются "неодушевлённые предметы", в настоящем натюрморте виден автор со своим отношением к жизни, со своей философией и жизненной позицией.
В натюрмортах "Гитара и шампанское" и "Пишущая машинка", как мне показалось, Гура ставит чисто колористические и композиционные задачи, достаточно оригинально осуществляя их.
"Бутылки" более социальны и символичны, может быть даже автобиографичные.
Бутылки здесь как символ псевдоблестящей иллюзорности богемной жизни, по прихоти судьбы, на каком то этапе пройденной между «боевым листком» и «русской поэзией».

В добрый путь!

Поэт, композитор Александр НИКИТУШКИН.

Все статьи

Яндекс.Метрика

© Elizaveta

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz